Освещение – полноценный элемент дизайна, однако долгое время считалось, что оно оказывает влияние исключительно на внешний вид пространства. На самом деле с помощью освещения можно решать более насущные проблемы. Например – управление пассажиропотоком на вокзале или ориентированием покупателей в магазине.
Вокзалы Великобритании – одни из самых загруженных в мире. Большое количество людей стараются успеть на платформы к своим поездам, сверяются с указателями, путаются и опаздывают. В конце концов, процент опозданий стал таким большим, что специалисты Ноттингемского университета решили выяснить – в чем причина.
Исследование длилось несколько месяцев и показало, что хоть указатели и помогают ориентироваться в пространстве, но в то же время тормозят человека. Ведь для того, чтобы прочитать, проанализировать информацию и принять решение человеку требуется от 10 секунд до нескольких минут. Если же рядом движется человеческий поток на это тратится еще больше времени.
Ученые были бы плохими исследователями, если бы не предложили альтернативный вариант – использовать в качестве дополнительного ориентира освещение. Для эксперимента был выбран вокзал Чиппенхэм. Перед поставщиками осветительного оборудования стояли следующие задачи:
На платформах специальные светильники обозначали места, где необходимо стоять пассажирам после прибытия поезда, чтобы не мешать тем, кто будет выходить из поезда. На перила лестницы вмонтировали светодиодные указатели, которые отмечают направление движения.
Около начала и в конце лестницы сверху повесили яркие светильники, которые бы обозначали местонахождение этого объекта. Появились световые обозначения для маршрутов движения пассажиров.
Полностью избавиться от информационных указателей таким образом не получилось. Зато время остановок перед ними значительно сократилось. Сами люди стали двигаться по обозначенным маршрутам, а на платформах стоять в обозначенных светом местах. По результатам проведенного опроса среди пассажиров стало ясно, что люди быстро привыкли к новой системе и легко в ней ориентируются.
Хотя данное исследование проводилось на железнодорожном вокзале, его уроки можно смело применять и в других сферах. Например, в крупных гипермаркетах. Особенно это актуально в дни распродаж и накануне праздников. Вот лишь несколько идей как использовать освещение для этих задач:
Понравилась идея и хотите использовать ее в своем бизнесе? Звоните +375 29 627 27 34 или пишите info@lux.by